Механическая часть двигателя
ные показания. Для получения достовер-
ного показания подоприте коленчатый
вал домкратом под противовесами и про-
веряйте только по одному подшипнику за
один раз.
4. Снова установите подшипники и крышки,
затем затяните болты.
1 -ый проход: с усилием 25 Nm (2,5 кгс/м)
Завершающий проход: с 51 Nm (5,2 кгс/м)
усилием
ПРИМЕЧАНИЕ: Не проворачивайте коленча-
тый вал во время проверки.
5. Снова снимите крышку и подшипник и из-
мерьте самую широкую часть расплющен-
ной проволоки.
Масляный зазор между коренным под-
шипником и шейкой:
Шейки Шейки
№№1,5 №№ 2,3,4:
Стандарт 0,018-0,036 0,024-0,042
(новый) мм мм
Передел 0,05 мм
6. Если проволока расплющивается слишком
широко или слишком узко, (снимите дви-
гатель с автомобиля, если он все еще на-
ходится на нем), выньте коленчатый вал и
верхний вкладыш подшипника. Поставьте
новый подшипник в сборе с той же цвето-
вой маркировкой (подберите цвет, как ука-
зано ниже) и проведите повторную про-
верку зазора.
7. Если зазор по проволоке все еще непра-
вильный, возьмите подшипник следую-
щего большего или меньшего размера (с
цветовой маркировкой до или после той,
которую Вы выбрали) и снова повторите
проверку зазора.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если не удается добиться
требуемого зазора путем подстановки под-
шипников следующего большего или мень-
шего размера соответственно, замените ко-
ленчатый вал и начните процедуру сначала.
КОРЕННЫЕ ПОДШИПНИКИ
ПОДБОР
МАРКИРОВКА ПОДШИПНИКОВ
Цветовая маркировка находится на
кромке подшипника.
Увеличение диаметра коленчатого вала
А В I С D~
Уменьшение подшипника (толще)
Красный Розовый Желтый Зеленый
Розовый Желтый Зеленый Коричне¬
вый
Желтый Зеленый Коричне¬ Черный
вый
Зеленый Коричне¬ Черный Синий
вый
ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ
ЗАЗОР
1. Снимите крышку шатуна и вкладыш под-
шипника.
2. Протрите чистой салфеткой шатунную шей-
ку на коленчатом вале и вкладыш подшип-
ника.
3. Уложите по отрезку калиброванной прово-
локи Plastigage поперек шатунных шеек.
4. Снова установите вкладыш и крышку под-
шипника и затяните гайки с требуемым
усилием.
Момент затяжки: 31 Nm (3,2 кгс/м)
ПРИМЕЧАНИЕ: Не проворачивайте коленча-
тый вал во время проверки.
5. Снимите крышку и вкладыш подшипника
и измерьте самую широкую часть расплю-
щенной проволоки.
Масляный зазор между шатунным под-
шипником и шейкой:
Стандарт (новый): 0,020-0,038 мм
Передел: 0,05 мм
6. Если проволока расплющивается слишком
широко или слишком узко, снимите верх-
ний вкладыш подшипника, поставьте но-
вый подшипник в сборе с той же цветовой
маркировкой (подберите цвет, как указано
ниже) и проведите повторную проверку за-
зора.
Расположение маркировки коленчатого вала на блоке ци-
линдров
ПРИМЕЧАНИЕ: Если маркировку нельзя разобрать из-за скопления
грязи или пыли, не скребите по ней проволочной щеткой или скреб-
ком. Очищайте их только растворителем или моющим средством.
На торцевой поверхности
блока цилиндров выби-
ты буквы, которыми обо-
значен диаметр 5 корен-
ных шеек.
Пользуйтесь этими буква-
ми, а также цифрами, вы-
битыми на коленчатом ва-
ле (маркировка диаметра
коренных шеек) для под-
бора подшипника с тре-
буемым размером.
1. СО СТОРОНЫ ШКИВА (ШЕЙКА № 1)
2. СО СТОРОНЫ МАХОВИКА (ШЕЙКА № 5)
Расположение маркировки на шатунах
ПРИМЕЧАНИЕ: Если маркировку нельзя разобрать из-за ско-
пления грязи или пыли, не скребите по ней проволочной щет-
кой или скребком. Очищайте их только растворителем или мо-
ющим средством.
На торцевой поверхности
шатунов выбиты цифры, ко-
торыми обозначен диаметр
большой головки шатуна.
Пользуйтесь этими цифра-
ми, а также буквами, выбиты-
ми на коленчатом вале (мар-
кировка диаметра шатунных
шеек) для подбора подшип-
ника с требуемым размером.
1. Одна половина цифры выбита на крышке подшипника, другая
половина - на шатуне.
2. Расположение маркировки шатунных шеек (буквы)
84
Механической часть двигателя
Маркировка подшипников
Цветовая маркировка находится на кромке
подшипника.
А
или I
В
или II
С
или III
D
или 1111
Увеличение диаметра большой
головки шатуна
-► Уменьшение подшипника (толще)
Крас¬ Розо¬ Желтый Зеле¬
ный вый ный
Розо¬ Желтый Зеле¬ Коричне¬
вый ный вый
Желтый Зеле¬ Коричне¬ Черный
ный вый
Зеле¬ Коричне¬ Черный Синий
ный вый
7. Если зазор по проволоке все еще непра-
вильный, возьмите подшипник следую-
щего большего или меньшего размера (с
цветовой маркировкой до или после той,
которую Вы выбрали) и снова повторите
проверку зазора.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если не удается добить-
ся требуемого зазора путем подстановки
подшипников следующего большего или
меньшего размера соответственно, заме-
ните коленчатый вал и начните процеду-
ру сначала.
ПОРШНИ И КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
СНЯТИЕ
1. Снимите масляный поддон в сборе.
2. Снимите правую крышку.
3. Снимите масляный фильтр грубой очист-
ки.
4. Снимите масляный насос (рисунок в сред-
ней колонке вверху).
5. Открутите болты. Чтобы избежать коро-
бления, откручивайте болты последова-
тельно на 1/3 оборота за один раз; по-
вторяйте операцию, пока не ослабите все
болты, затем снимите крышку подшипни-
ков (рисунок в средней колонке в центре).
6. Снимите шатунные подшипники и их
крышки и коренные подшипники и их
крышки. Уложите все крышки/подшипни-
ки по порядку.
7. Выньте коленчатый вал из двигателя, ста-
раясь не повредить подшипники (рисунок
в средней колонке внизу).
8. Снимите верхние вкладыши подшипников
с шатунов и уберите в сторону вместе с
крышками.
9. Снова установите крышки и коренные под-
шипники в двигатель в требуемом порядке.
1. ФИЛЬТР ГРУБОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА
2. РЕПЕРНЫЙ ШТИФТ
3. КОЛЬЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ. Замените.
4. МАСЛЯНЫЙ НАСОС
5. РЕПЕРНЫЙ ШТИФТ
6. ПРОКЛАДКА. Замените.________
10. Если Вы чувствуете кольцевой выступ ме-
талла или твердого нагара в верхней части
цилиндров, удалите его разверткой. Сле-
дуйте указаниям изготовителя разверт-
ки. Если кольцевой выступ не удалить, им
можно повредить поршни при их выталки-
вании (рисунок в правой колонке вверху).
11 .Вытолкните поршни деревянной рукояткой
молотка (рисунок в правой колонке в цен-
тре).
12. После извлечения шатунно-поршневых
групп снова установите шатунные подшип-
ники и их крышки на место.
13. Во избежание путаницы при повторной
сборке нанесите метки на каждую шатун-
но-поршневую группу в соответствии с но-
мером ее цилиндра.
ПРИМЕЧАНИЕ: Цифра на шатуне не указы-
вает на его расположение в двигателе, а на
диаметр большой головки шатуна.
1. РАЗВЕРТКА ДЛЯ УДАЛЕНИЯ КОЛЬЦЕ-
ВОГО ВЫСТУПА
1. РУКОЯТКА МОЛОТКА
2. ПОРШЕНЬ
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
ПРОВЕРКА
• Прочистите масляные каналы на коленча-
том вале при помощи чистящего средства
для труб и подходящего ершика.
• Проверьте шпоночную канавку и резьбу.
ВЫВЕРКА
• Измерьте биение всех коренных шеек и
убедитесь, что коленчатый вал не изогнут.
• Разность между измерениями на каждой
шейке не должна превышать предельного
износа.
Макс, биение коленчатого вала:
Стандарт (новый):_______0,03 мм * •
Предел:_________________0,04 мм
1
1. ИНДИКАТОР. Проверните на два полных
оборота.
2. Опора на токарном станке или на при-
змах.
ОВАЛЬНОСТЬ И КОНУСНОСТЬ
• Измерьте овальность в двух местах по цен-
тру каждой шатунной и коренной шейки.
• Разность между измерениями на каждой
шейке не должна превышать предельного
износа.
85