Содержание

Автоматической коробка передач Автоматическая коробка передач ОПИСАНИЕ Бесступенчатая коробка передач (CVT/Honda Multi Matic) представляет собой автоматиче- скую коробку передач, снабженную ведущим и ведомым шкивами и стальным ремнем. Ко- робка передач CVT/Honda Multi Matic обеспе- чивает бесступенчатое переключение передач для движения вперед и одну для заднего хода. Коробка в сборе расположена в одну линию с двигателем. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С наружной части маховика имеется зубча- тый венец, который входит в зацепление с ве- дущей шестерней стартера при запуске дви- гателя. В коробке предусмотрено четыре па- раллельных вала: ведущий вал, вал ведущего шкива, вал ведомого шкива и вторичный вал. Ведущий вал соосен с коленчатым валом дви- гателя. На валах ведущего и ведомого шкивов закреплены шкивы с подвижной и неподвиж- ной поверхностью. Оба шкива связаны сталь- ным ремнем. На ведущем вале имеется солнечная ше- стерня. На вале ведущего шкива сидит муф- та включения переднего хода, на барабане которой установлено водило в сборе. Води- ло состоит из сателлитов, которые входят в зацепление с солнечной шестерней и корон- ной шестерней. На ступицу коронной шестер- ни насажен диск тормоза заднего хода. На вале ведомого шкива сидит пусковая муф- та и ведущая шестерня вторичного вала, вы- полненная заодно со стояночной шестерней. Вторичный вал расположен между ведущей шестерней вторичного вала и ведомой ше- стерней конечной передачи. На вторичном вале сидит ведомая шестерня вторичного вала, которая служит для изменения направ- ления вращения, поскольку валы ведущего и ведомого шкивов вращаются в одном направ- лении. Когда определенные сочетания плане- тарных шестерен в коробке передач вводятся в зацепление посредством муфт и тормоза за- днего хода, мощность передается с вала веду- щего шкива на вал ведомого шкива и обеспе- чивает движение в диапазонах L, D, R. ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Система электронного управления состоит из модуля управления силовой передачей (РСМ), датчиков, трех соленоидов линейного регу- лирования и одного соленоида блокировки. Электронное управление переключением пе- редач обеспечивает удобство во всех режи- мах вождения. Для управления переключени- ем в диапазоне D при движении на подъеме или спуске также предусмотрена система Gra- de Logic Control System. Модуль PCM располо- жен под приборной панелью со стороны пас- сажира за панелью колесной ниши. УПРАВЛЕНИЕ ГИДРОПРИВОДОМ Нижняя коробка управляющих клапанов в сбо- ре состоит из корпуса главных клапанов, кор- пуса регулирующих клапанов низкого давле- ния (PL), корпуса клапанов переключения пе- редач, корпуса распределительных клапанов пусковой муфты и корпуса вторичных клапа- нов. Они расположены в нижней части карте- ра коробки передач. В состав корпуса главных клапанов входят распределительный клапан высокого давле- ния (PH), клапан смазки и регулирующий кла- пан Пито. В корпусе вторичных клапанов расположены регулирующий клапан высокого давления (PH), редукционный клапан муфты, аккумулятор кла- панов пусковой муфты и клапан блокировки пе- реключения передач. В корпусе регулирующе- го клапана низкого давления (PL) находятся ре- гулирующий клапан низкого давления (PL) и распределительный клапан PH-PL (высокого давления - низкого давления), который объ- единен с соленоидом линейного регулирова- ния PH-PL На корпусе регулирующего клапана низкого давления (PL) закреплен болтами элек- троклапан блокировки переключения передач. В корпусе клапанов переключения передач установлены клапан переключения передач и распределительный клапан переключения пе- редач, который объединен с соленоидом ли- нейного управления переключением передач. В корпусе распределительных клапанов пу- сковой муфты расположен распределитель- ный клапан пусковой муфты, который объе- динен с соленоидом линейного управления пусковой муфтой. Управление соленоидами линейного управления и соленоидом блоки- ровки переключения передач осуществляет- ся модулем РСМ. На промежуточном карте- ре болтами закреплен корпус клапана ручно- го управления, в котором установлены клапан ручного управления и клапан блокировки за- днего хода. Насос ATF в сборе расположен на картере ко- робки передач и связан с ведущим валом по- средством звездочек и цепи. Жидкость к шки- вам и муфте подводится через соответству- ющие трубки, а на тормоз заднего хода - от внутреннего гидравлического контура. 1. СТАЛЬНОЙ РЕМЕНЬ 2. ЗУБЧАТЫЙ ВЕНЕЦ 3. МАХОВИК 4. ПУСКОВАЯ МУФТА 5. ВЕДУЩИЙ ВАЛ 6. ВЕДУЩИЙ ШКИВ 7. МУФТА ПЕРЕДНЕГО ХОДА 8. ТОРМОЗ ЗАДНЕГО ХОДА 9. КОМПЛЕКТ ПЛАНЕТАРНЫХ ШЕСТЕРЕН 10. ФИЛЬТРАТЕ 11. ВЕДОМЫЙ ШКИВ ПОЛОЖЕНИЯ РЫЧАГА СЕЛЕКТОРА У рычага селектора предусмотрено пять положений: Р PARK, R REVERSE, N NEUTRAL, D DRIVE и L LOW. Положение Описание Передние колеса заблокированы; защелка стояночного тормоза введена в заце¬ Р PARK пление со стояночной шестерней на вале ведомой шестерни. Пусковая муфта и муфта переднего хода выключены. R REVERSE Включен тормоз заднего хода. N NEUTRAL Выключены пусковая муфта и муфта переднего хода. В этом положении предусмотрено два режима: Drive и Sport с переключателем на рулевом колесе. • Режим Drive включается в положении D: Для обычного вождения; коробка передач автоматически подстраивается так, D DRIVE чтобы поддерживать оптимальные обороты для данного режима работы дви¬ гателя. • Режим Sport включается переключателем S: Для быстрого ускорения; коробка передач подбирает более широкий диапазон передаточных чисел для оптимального ускорения. LLOW Для торможения двигателем и увеличения мощности при движении на подъеме; коробка передач переключается в самый нижний диапазон передаточных чисел. Благодаря применению выключателя блокировки запуска двигателя скользящего типа запуск возможен только из положения Р и N. 172
Автоматической коробка передач МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮ- ЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ Включение того или иного соленоида линей- ного управления по команде модуля РСМ про- исходит на основе сигналов, поступающих от различных датчиков, расположенных по всему автомобилю. При включении соленоида ли- нейного управления переключением передач изменяется давление в распределительном клапане переключения передач, что вызыва- ет перемещение клапана переключения пе- редач. При этом создается давление на веду- щем и ведомом шкивах, которое изменяет их соотношение. При включении соленоида ли- нейного управления пусковой муфтой проис- ходит перемещение распределительного кла- пана пусковой муфты, который открывает ка- нал, подводит давление на пусковую муфту и вводит ее в зацепление. ИНДИКАТОР ДИАПАЗОНОВ АВТОМАТИ- ЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (АКП) Индикатор диапазонов передач АКП на при- борной панели показывает выбранный диа- пазон и избавляет от необходимости глядеть на консоль. МУФТЫ/ТОРМОЗ ЗАДНЕГО ХОДА/ ПЛАНЕТАРНАЯ ШЕСТЕРНЯ/ШКИВЫ МУФТЫ/ТОРМОЗ ЗАДНЕГО ХОДА В вариаторе применяются муфты с гидравли- ческим приводом и тормоз для введения в и выведения из зацепления шестерен АКП. Ког- да в барабан муфты и полость поршня тормо- за заднего хода подводится гидравлическое давление, поршень муфты и поршень тормоза заднего хода перемещаются. При этом ведо- мые фрикционные и ведущие стальные диски прижимаются друг к другу и блокируются в этом состоянии, исключая пробуксовку. Мощ- ность передается через включенную муфту в сборе на установленную на ступицу шестер- ню и через введенную в зацепление корон- ную шестерню на сателлиты. Аналогичным образом, когда от муфты в сборе и полости поршня тормоза заднего хода отводится ги- дравлическое давление, поршень разжимает фрикционные и стальные диски, которые мо- гут вращаться, не задевая друг за друга. При этом шестерня вращается независимо на сво- ем вале и мощность не передается. ПУСКОВАЯ МУФТА Пусковая муфта, расположенная на конце вала ведомого шкива, вводит и выводит из зацепления ведущую шестерню вторичного вала. Гидравлическое давление на пусковую муфту подводится через подающие трубки ATF в вале ведомого шкива. МУФТА ПЕРЕДНЕГО ХОДА Муфта переднего хода, расположенная на конце вала ведущего шкива, вводит и выво- дит из зацепления солнечную шестерню. Ги- дравлическое давление на муфту переднего хода подводится через подающие трубки ATF в вале ведущего шкива. ТОРМОЗ ЗАДНЕГО ХОДА Тормоз заднего хода, расположенный внутри промежуточного картера вокруг коронной ше- стерни, блокирует коронную шестерню в по- ложении R. Ведомые диски тормоза задне- го хода установлены на коронной шестерне, а нажимные диски тормоза заднего хода - на промежуточном картере. Гидравлическое дав- ление на тормоз заднего хода подводится че- рез контур, связанный с внутренним гидрав- лическим контуром. ПЛАНЕТАРНАЯ ШЕСТЕРНЯ Планетарная шестерня состоит из солнечной шестерни, водила в сборе и коронной шестер- ни. Солнечная шестерня соединяется с веду- щим валом со шлицами. Сателлиты установ- лены на водило, которое находится в бара- бане муфты переднего хода. Солнечная ше- стерня подводит мощность от двигателя через ведущий вал к планетарной шестерне, а води- ло отдает мощность двигателя. Коронная ше- стерня используется только для изменения направления вращения валов шкивов. В положениях D и L (диапазон передач перед- него хода) сателлиты не вращаются и не об- катываются вокруг солнечной шестерни, поэ- тому вращается водило. В положении R (ди- апазон заднего хода) тормоз заднего хода блокирует коронную шестерню и солнечная шестерня заставляет сателлиты вращаться. Сателлиты вращаются и обкатываются в на- правлении, противоположном направлению вращения солнечной шестерни, и водило вра- щается с сателлитами. г-% -7 ю 1. ВЕДУЩАЯ ЗВЕЗДОЧКА НАСОСА ATF 2. НАСОС ATF 3. ВЕДУЩИЙ ШКИВ 4. ПОРШЕНЬТОРМОЗА ЗАДНЕГО ХОДА 5. МУФТА ПЕРЕДНЕГО ХОДА 6. ТОРМОЗ ЗАДНЕГО ХОДА 7. ВОДИЛО 8. КОРОННАЯ ШЕСТЕРНЯ 9. САТЕЛЛИТ 10. ВЕДУЩИЙ ВАЛ 11. ВАЛ ВЕДУЩЕГО ШКИВА 12. СОЛНЕЧНАЯ ШЕСТЕРНЯ 13. ВАЛ ВЕДОМОГО ШКИВА 14. ВЕДУЩАЯ ШЕСТЕРНЯ ВТОРИЧНОГО ВАЛА 15. ВЕДОМЫЙ ШКИВ 16. СТАЛЬНОЙ РЕМЕНЬ 17. СТОЯНОЧНАЯ ШЕСТЕРНЯ 18. ВЕДОМАЯ ШЕСТЕРНЯ ВТОРИЧНОГО ВАЛА 19. ДИФФЕРЕНЦИАЛ В СБОРЕ 20. ВЕДОМАЯ ШЕСТЕРНЯ КОНЕЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ 21. РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА В СБОРЕ (модель 4WD) 22. ВЕДУЩАЯ ШЕСТЕРНЯ ВАЛА РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБ- КИ (модель 4WD) 23. ВТОРИЧНЫЙ ВАЛ 24. ВЕДУЩАЯ ШЕСТЕРНЯ КОНЕЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ 25. ПУСКОВАЯ МУФТА 26. ВЕДУЩАЯ ЗВЕЗДОЧКА НАСОСА ATF 27. ВЕДУЩАЯ ЦЕПЬ НАСОСА ATF 28. ПРИВОДНОЙ ДИСК 29. МАХОВИК 30. ЗУБЧАТЫЙ ВЕНЕЦ ПРИМЕЧАНИЕ: На рисунке показана автоматическая коробка передач 4WD (вид в разрезе); на короб- ке передач 2WD отсутствует раздаточная коробка в сборе и ведущая шестерня вала раздаточной короб- ки на дифференциале в сборе. 173